Вязкость масла по температуре

Вязкость масла в зависимости от температуры, влияющая на его эффективность и защитные свойства в различных условиях эксплуатации

Зависимость вязкости масла от изменения температуры

Автор: LinaBel

Вязкость - это важнейшее свойство машинного масла, отражающее его способность сопротивляться деформации при движении внутри механизмов. Другими словами – насколько легко масло может протекать через узкие каналы и зазоры.

Вязкость зависит и от давления, и от состава. Но самый распространенный фактор влияния – температура эксплуатации механизма.

Чем выше температура окружающей среды, тем ниже вязкость. Это связано с тем, что при повышении температуры молекулы масла начинают двигаться быстрее и разделяются, что приводит к уменьшению вязкости. При понижении температуры, напротив, молекулы двигаются медленнее и сближаются, а вязкость увеличивается. Поэтому при выборе масла для гидрообъемной передачи необходимо учитывать температурные условия эксплуатации и выбирать с соответствующей вязкостью для обеспечения надлежащей работы системы.

Классификация моторных масел по вязкости

В 1911 году Сообщество автомобильных инженеров (Американская ассоциация автомобильных инженеров или SAE — Society of Automotive Engineers) предложило классифицировать моторные масла по параметру вязкости. С тех пор выводы специалистов начала ХХ века несколько раз уточнялись, и на современном этапе принято выделять три основных категории моторных масел:

  • ЗИМНИЕ. В описании присутствует буква W (от англ. «Winter»). Это масла с низким показателем вязкости, подходят для эксплуатации механизмов в условиях низких температур. Определить такие можно по обозначениям SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Не для использования летом!
  • ЛЕТНИЕ. В описании нет дополнительного буквенного обозначения – SAE 20, 30, 40, 50, 60. Во избежание повышенного износа двигателя, использовать такие масла зимой не рекомендуется;
  • ВСЕСЕЗОННЫЕ. Универсальные для круглогодичного использования. Пример обозначения: SAE 5W-40 – одно из самых популярных масел. Эта маркировка обозначает, что нижняя температурная граница: – 30℃, а верхняя – 40℃ выше 0. Нижняя граница здесь вычисляется по принятой формуле: из числа перед w вычитаем 35.

Моторные масла отечественных производителей должны соответствовать ГОСТ 17479.1-85 Он также предусматривает деление на три класса:

  • летние,
  • зимние,
  • всесезонные.

Разница лишь в буквенно-цифровом обозначении. Разобраться совсем несложно: буква М указывает, что масло Моторное. Если присутствует буква з рядом с цифрой, то для потребителя это сигнал для эксплуатации в зимних условиях, а сама цифра – показатель вязкости. В обозначении летних масел буква не предусмотрена. Всесезонные масла будут обозначаться в виде дроби, числитель которой – зимний класс, а знаменателем будет летний.

Как расшифровать маркировку на моторном масле?

Соответствие ГОСТ 17479.1-85 и SAE
ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 10W
15W 20W
6 20 8 20
10 30 12 30
14 40 16 40
20 50 24 60
3з/8 5W-20 4з/6 10W-20
4з/8 10W-20 4з/10 10W-30

В целом, выбор должен основываться на рекомендациях производителя механизма и учитывать условия эксплуатации.